Сейчас основная тема налоговых проверок для компаний, работающих на упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) и иных льготных режимах налогообложения, – «дробление бизнеса» (использование нескольких юридических лиц или ИП в целях применения упрощенных режимов налогообложения и пониженных ставок налогов). Понятие «дробление бизнеса» на сегодняшний день отсутствует, поэтому это субъективная оценка. И на практике дробление, по сути, это сочетание большого количества признаков дробления. Соответственно, чем больше признаков дробления присутствует у бизнеса, тем больше вероятность, что налоговая служба докажет факт дробления бизнеса и доначислит налоговые платежи.
Обобщая обширную практику по вопросу дробления бизнеса, можно выделить основные признаки дробления, на которые представители ФНС обращают особое внимание:
– общая деловая цель;
– регистрация организаций по одному юридическому адресу;
– идентичная деятельность;
– миграция трудового ресурса;
– расположение на одних площадях;
– единый центр управления;
– единая контрактная база;
– общность складских помещений;
– обслуживание в одном банке;
– одни финансовые и юридические консультанты;
– круговые финансовые потоки, перераспределение денежных ресурсов и потоков и др. (основные признаки дробления бизнеса указаны в Письме ФНС от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895).
Статистика дел за 6 месяцев 2022 года о дроблении бизнеса для предпринимателей неутешительная: из 104 дел только 12 решилось в пользу налогоплательщика. Выиграть в суде, конечно, можно, но арбитраж в большинстве случаев принимает сторону налоговиков.
По мнению экспертов, такое положение дел обусловлено малыми лимитами по УСН и значительным ростом цен на товары в последние годы, в силу чего многие предприниматели вынуждены нарушать налоговое законодательство (дробить свой бизнес) в целях сохранения пониженных налоговых ставок.
В 2022 году организация может применять упрощенку, если доходы с начала года не превысили 219,2 млн рублей. Уже на протяжении долгого времени рассматривается вопрос об увеличении указанных лимитов до 350 млн рублей. Законопроект был даже внесен в Госдуму, но время идет, а лимиты остаются прежними.
Ситуация для бизнеса складывается негативная, предприниматель стоит перед выбором: или дробить свой бизнес в целях сохранения льготных ставок, нарушая законодательство, или уменьшать свои доходы, «сворачивая» бизнес. Более того, в процессе налоговых консультаций предпринимателей по вопросу возможного перехода с УСН на общую систему налогообложения эксперты отмечают, что большинство бизнесов теряют более 50% своей маржинальности, а у многих предпринимателей их бизнес становится просто нерентабельным.
В случае если налоговики докажут дробление бизнеса, то санкции за это будут достаточно весомые. Так, согласно п. 3 ст. 122 НК РФ, компания, уличенная в необоснованной налоговой экономии, заплатит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога. Кроме того, руководство компании рискует подпасть под уголовную ответственность по статье 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией….»). Такая ответственность наступает от 15 млн рублей неуплаченных налогов. Кроме генерального директора привлечь к уголовной ответственности могут финансового директора и главного бухгалтера.
Не стоит забывать и о субсидиарной ответственности выгодоприобретателей (неформальное руководство компании, учредители, родственники и даже дети). За счет указанных лиц и будет взыскиваться недоимка.
Однако одни и те же обстоятельства можно оценить и как дробление бизнеса, и как нормальное структурирование бизнес-процессов.
Более того, на практике мы встречали бизнес-модели, которые с первого взгляда похожи на историю «дробления бизнеса», но на самом деле такими не являлись. Вместе с тем налоговые органы видят вышеуказанные признаки дробления, несправедливо доначисляют организации налоговые платежи, невзирая на наличие у компаний собственных деловых целей. В таких случаях собственникам и руководителям бизнеса трудно обойтись без правовой помощи налоговых юристов, которые соберут доказательства невиновности предпринимателя в налоговых нарушениях и, тем самым, сохранят не только деньги, но и его репутацию.
В большинстве случаев, когда предприниматели самостоятельно доказывают свою невиновность в дроблении, их защита сводится к простому опровержению признаков дробления, которые выявила налоговая. Это неэффективно и не приведет к желаемому результату. Сам по себе один признак дробления ещё не говорит о наличии дробления бизнеса, инспекторы собирают совокупность признаков дробления и на основании этого строят свою позицию, обвиняя предпринимателя в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому для налогоплательщика самое главное – собрать совокупность доказательств, свидетельствующих о наличии деловой цели у предпринимателя.
Конечно, все предприниматели хотят простоты диагностики собственного бизнеса, позволяющей по совокупности признаков точно определить наличие или отсутствие дробления бизнеса. Но шаблонные решения в доказывании своей позиции на практике не работают. У каждого отдельно взятого предпринимателя свои бизнес-модель, история и специфика работы. Поэтому для успешного оспаривания выводов налоговых органов о дроблении бизнеса налоговым юристам необходимо полностью изучить «изнутри» бизнес своего доверителя и выработать стратегию защиты.