В настоящее время некоторые схемы работавшие безотказно, оказались рискованными. Сейчас покажем откуда ждать неприятностей, и как заранее подстраховаться.
Немного про сам лизинг. Долгое время он считался самой белой схемой оптимизации налогов. Лизинговые платежи учитываются как затраты фирмы, что даёт экономию одновременно и на НДС, и на налоге на прибыль. В конце периода платежей вы получаете машину за «три копейки». Фирма может выкупить автомобиль на себя и кому-то перепродать. Никаких проблем с конечным выкупом не было, налоговая не интересовалась этими историями. А чтобы не «пачкать» ПТС автомобиля многие стали не выкупать машины на фирму, а передавать право выкупа физлицам. Указанная схема набирала популярность, хотя мы всегда относились к ней с подозрением.
Вот пример ООО «Краснотал» из Алтайского края. Эта фирма работает в различных сферах (сельское хозяйство, торговля и другие), заключила она с АО «ВТБ «Лизинг» договоры лизинга на три автомобиля: УАЗ 236022-01 ПРОФИ, Ford Explorer и Lada Granta. ООО платила за эти машины 11 месяцев, после чего получила право выкупить их всего-то за тысячу рублей каждую. Но ООО передала право выкупа «взаимозависимым» (так решила ИФНС) физлицам – учредителю ООО, его двоюродному брату и третьему товарищу (ИФНС доказала, что он ранее на ней ездил). После проведения камеральной проверки ИФНС прицепилась к лизингу, легко доказала связи «физиков» и ООО. Передачу права выкупа налоговики посчитали фактической реализацией по заниженной цене. После чего доначислили организации НДС на 503 870 рублей плюс штраф и пени в сумме более 88 тысяч. Суды уже проиграны в трёх инстанциях (дело А03-14482/2021 в Арбитражном суде Алтайского края).
Более того, в августе тот же алтайский суд в первой инстанции рассмотрел ещё одно дело (№ А03-7258/2022) этого ООО. ИФНС провела опять же камеральную проверку ООО по налогу на прибыль и доначислила снова 503 870 рублей, как и по НДС. Ну а ещё штраф и пени на 82 тысячи.
Хоть суммы небольшие, но история малоприятная, потому что нетипичная и будет часто повторятся в других организациях.
Теперь расскажем, как получились такие доначисления: ИФНС заказа экспертизу, чтобы определить рыночную цену машин именно на момент передачи права выкупа, общая стоимость составила 2,519 млн рублей без НДС. От этой суммы 20% – как раз получается 503 870 рублей. Расчёт простой. Можно поспорить с оценкой, но не факт, что получится снизить стоимость.
В аналогичной ситуации ИФНС определит налоговую базу доначислений по рыночной стоимости имущества (стоимость передаваемого имущественного права) без включения в цену налога. И доначислит два раза по 20% – НДС и налог на прибыль.
Заметьте, налоговая обошлась без выездных проверок, которых все так опасаются. А ведь вся страна делала так же, как и ООО «Краснотал». Причём тут речь не о самых роскошных машинах, но ведь бывают авто и намного дороже.
Если ситуация у вас в организации аналогичная – вот вам формула доначислений на всякий случай. Прикиньте рыночную стоимость своих машин без НДС.
И ещё. Посмотрели мы в открытых источниках на налоговую нагрузку ООО «Краснотал»… Прибыли-то они почти не показывают! А зря. При выручке больше 222 млн показать 30 тысяч убытка – это неразумно. В таком случае налоговая полезет смотреть вообще все затраты. Зачем привлекать ненужное внимание к своим лизингам?
Теперь лизинг – это потенциальные доначисления при неправильно организованном выкупе. Если ваша фирма уступила выкуп машины за тысячу рублей жене директора – отбиться от доначислений будет крайне трудно. Это надо понять и принять. Будьте аккуратнее!